в России и за рубежом
Понятие коллективного товарного знака
По числу субъектов, имеющих право использования товарного знака на основании его регистрации, товарные знаки различаются как индивидуальные и коллективные.
Согласно п.1 ст.1510 ГК РФ, объединение лиц, создание и деятельность которого не противоречит законодательству государства, в котором оно создано, вправе зарегистрировать в РФ коллективный знак.
Таким образом коллективный знак является товарным знаком, предназначенным для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками. При этом коллективным знаком может пользоваться каждое из входящих в объединение лиц. Коллективный знак призван гарантировать единый качественный уровень маркируемой продукции, обеспечивая этим интересы потребителя.
Заявка на получение коллективного знака подается от имени объединения в соответствии с соглашением его участников об использовании коллективного товарного знака.
Условием регистрации коллективного товарного знака является приложение к заявке устава коллективного знака, который включает:
- наименование объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный товарный знак на свое имя;
- цель регистрации этого знака;
- перечень субъектов, имеющих право на использование этого знака;
- перечень и единые качественные или иные характеристики товаров и (или) услуг, которые будут обозначаться коллективным товарным знаком;
- условия его использования;
- порядок контроля за его использованием и ответственность за нарушение положений устава коллективного товарного знака.
Сведения о лицах, обладающих правом использования коллективного знака, а также о единых характеристиках качества и об иных общих характеристиках товаров, в отношении которых этот знак зарегистрирован, публикуются Роспатентом в официальном бюллетене.
В соответствии с п.2 ст.1510 ГК РФ право на коллективный товарный знак не может быть отчуждено и не может быть предметом лицензионного договора.
Лица, входящие в объединение, зарегистрировавшие коллективный товарный знак, вправе пользоваться своими товарными знаками наряду с коллективным товарным знаком.
Актуальность использования получения правовой охраны коллективного товарного знака возникла в связи с образованием ЕАЭС.
В целях предотвращения актов недобросовестной конкуренции при использовании на территории государств-членов, объединившихся в ЕАЭС, товарных знаков, зарегистрированных в период СССР, и достижения баланса интересов между производителями и потребителями однородных товаров, в качестве правового механизма их добросовестного использования для товаров, обладающих едиными качественными характеристиками или иными общими свойствами, производство которых осуществляется на территории государств – членов, предлагается в публикациях предложение регистрировать эти товарные знаки, как коллективные товарные знаки ЕАЭС (Союза), на имя добровольных объединений производителей однородных товаров.
В настоящее время в области регистрации коллективных знаков действует Приказ Минэкономразвития РФ от 20.07.2015 г. № 482 «Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, Требований к этим документам» (зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 г. № 38572) // Официальный интернет-портал правовой информации, режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, 20.08.2015 г.